Государственное казенное учреждение Калужской области
Проект «Домашние посиделки»

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное казенное учреждение Калужской области

«Полотняно-Заводской детский дом социального обслуживания»

УТВЕРЖДЕН

протоколом №1 от 30.08.2022 г.

совещания рабочей группы

ГКУКО «Полотняно-Заводской ДДСО»

по реализации проекта

«Диагноз не отменяет детство»

ПРОЕКТ

«Домашние посиделки»

Разработан:

Яхонтова С.Н., Католикова И.В.,

Будилина С.В., Тихонская С.В.,

Погорянова К.Д., Тангрвердиева И.А.,

Киселева С.И., Давыдова К.С., Рогаткина О.С.

г. Калуга, 2022 г.

 

Введение

Одной из основных проблем проживания детей в специализированных учреждениях является скученность и обезличенность их существования, нереализованность семейных принципов. Особенно это касается детей с ТМНР. Решение этой проблемы - это сложный системный, комплексный подход с целым рядом мероприятий, которые касаются как социума в целом, так и конкретно каждого учреждения. Это изменение наименований детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, детских домов-интернатов для детей с физическими недостатками, которые не отвечают принципам гуманности и толерантности, с учетом региональной специфики; организация проживания воспитанников в малых группах, размещение в помещениях для проживания по квартирному типу, по принципам семейного воспитания; создание в ДДСО безопасной развивающей среды, которая будет способствовать формированию и развитию у воспитанников познавательных интересов, инициативности, коммуникативных навыков, учетом их мнения при организации дня, досуга, занятости и др.; обеспечение воспитанников возможностью иметь собственное индивидуальное пространство, личные вещи и места для их размещения и беспрепятственно использовать их; разработку программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, в том числе посредством технологий "Учебно-тренировочная квартира", "Сопровождаемое проживание" и др.

Пройдя все глобальные этапы трансформации, мы ежедневно решаем более приземленные и насущные задачи, которые касаются качества жизни детей с ТМНР. Например, как на практике использовать возможности тренировочной квартиры для воспитанников отделения милосердия; как их познакомить с семейными ценностями и традициями; как им дать почувствовать тепло и уют близких, семьи, дать понять, что и они тоже находятся в семье, они значимы и любимы.

Проект «Домашние посиделки» - может стать одним из практических решений вышеперечисленных задач.

Цель проекта - формирование семейных ценностей и традиций, создания теплой, домашней обстановки.

Задачи:

  1. Использование социальной тренировочной квартиры для воспитанников отделения милосердия
  2. Развитие социально-бытовых навыков
  3. Создание обстановки, приближенной к домашней, семейной.
  4. Знакомство с семейными традициями, ценностями
  5. Показать значимость и особенность каждого ребенка
  6. Привлечь к работе волонтеров и других социально-ориентированных организаций.

Целевая группа – воспитанники отделения милосердия (6 человек)

Сроки реализации проекта: август – декабрь 2022 года

Ожидаемые результаты: 6 воспитанников отделения милосердия получат представление о самостоятельном проживание, социально–бытовых навыках; познакомятся с семейными традициями и ценностями; почувствуют свою значимость и значимость окружающих их людей.

Описание проекта:

Ежемесячно, на базе тренировочной квартиры для воспитанников отделения милосердия будут организованы мероприятия по темам:

  1. «Варим яблочное варенье»
  2. «Встреча гостей на яблочный спас»
  3. «Чайная церемония»
  4. «Осенние посиделки»
  5. «День воспоминаний»
  6. «Как к нам пришел Новый год»

Особенность каждого мероприятия заключается в том, что ребята будут встречать гостей (волонтеров, заинтересованных лиц сторонних организаций). В процессе ребята готовятся к встрече гостей, получая социально-бытовые навыки; знакомятся с семейными традициями и ценностями, общаются, делятся своими чувствами, эмоциями; проявляют заботу о друг-друге, внимание к гостям. Домашняя обстановка тренировочной квартиры, узкий теплый круг общения приближают условия к домашним.

Приложение:

  1. Конспект мероприятие «Варим яблочное варенье»
  2. Конспект мероприятия «Встреча гостей на Яблочный спас»
  3. Конспект мероприятия «Чайная церемония»
  4. Конспект мероприятий «Осенние посиделки»
  5. Конспект мероприятия «День воспоминаний»
  6. Конспект мероприятия «Как к нам пришел Новый год»

 

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное казенное учреждение Калужской области

«Полотняно-Заводской детский дом социального обслуживания»

Конспект мероприятия в рамках проекта

ДОМАШНИИ ПОСИДЕЛКИ:

«ВАРИМ ЯБЛОЧНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Воспитатели:

Католикова И.В

Погорянова К.Д.

Дата проведения:

19.08 2022г.

Цель: Приобщить воспитанников к подготовке угощений для встречи гостей

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с процесом варки яблочного варенья и подбором нужных продуктов.
  2. Коррекция моторики рук, формировать навыки работы с ножом.
  3. Создать домашнюю атмосферу
  4. Воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.

Оборудование:Презентация,миска или таз, разделочнаядоска, нож, деревянная лопаточка, шумовка, весы, продукты для приготовлення варенья (сахар, яблоки, вода) банки стеклянные, весы, пластмассовые крышки.

Предварительная работа: сбор яблок в саду, разучивание стихотворений о яблоках, рассматривание иллюстраций.

Ход:

- Ребята, вот и наступил август. Он богат православными праздниками. Главным праздником является Яблочный спас.

Хотела с вами поговорить про один из них- Яблочный Спас. Отмечают его 19 августа. По обычаю, в этот день православная церковь освящает созревшие плоды яблок. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. К яблочному спасу приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Также существует поверье, что 19 августа яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

Яблочный спас- это торжество нового урожая на земле и новой жизни. О нем говорили: "ВторойСпас - срывает спелые яблоки", "ПришёлСпас - яблочко припас".

И в это время люди начинали готовить варенья, компоты кушали яблоки.

19 августа проводились народные гулянья и ярмарки.

-Ребята, ответьте мне на вопрос. Любите ли вы принимать гостей? (Ответы детей).

- Да, я не сомневалась. В самом деле, что может быть лучше, чем встретиться с друзьями, поиграть, поделиться радостью друг с другом. В гостях можно приобрести новых друзей. А воспоминания о приятно проведённом времени ещё долго доставляют нам удовольствие

-Я рада видеть вас нанашей прекрасной кухни, где мы с вами будем учиться готовить чудесное, сладкое блюдо и угощать наших гостей.

-Послушайте загадку.

Из растительных продуктов,
Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,
Что съедобно и не очень,
Детям всем на объедение,
Можем мы сварить …
(варенье)

-Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами делать? (Ответы детей)

-Вы любите варенье? Какое ваше любимое варенье? (Ответы детей)

-Сегодня, мы с вами будем учиться готовить яблочное варенье.

-А теперь послушайте загадки, а вы отгадайте какие продукты нужны для приготовления варенья.

«Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки.» (Яблоко)

«Песок» совсем не пляжный, А цвет бело бумажный, И за едой подходит мера, Ложка чайная,кпримеру!» (Сахар)
«Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно. Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.» (Воду)

-Сегодня, мы с вами будем учиться готовить яблочное варенье.

-Давайте ещё раз перечислим продукты необходимые для варки варенья.

- Перед тем как приступить к варке варенья давайте ознакомимся с техникой безопасности.

Техника безопасности.

  1. Перед работой вымыть руки с мылом
  2. Надеть специальную одежду (фартук, косынка), волосы убрать под косынку.
  3. Следить за правильным положением пальцев во время нарезки продуктов
  4. Содержать рабочее место в чистоте
  5. Нельзя поднимать нож высоко над разделочной доской
  6. Соблюдать осторожность и внимательность
  7. При варке варенья пользоваться ложкой.
  8. Работая с нагревательными приборами, будьте очень внимательны во избежание ожогов.

-Посмотрите на технологическую карту приготовления варенья. (Обсуждение)

-Какие продукты нам нужны? (Ответы)

Выполнение практическойработы.

1 этап.Подготовка яблок (моем, разрезаем на пополам, удаляем сердцевину, нарезаем на дольки) (показ воспитателем) .

Взвешивают. (Чем можно взвесить яблоки и сахар?Какие весы вы знаете?) (Кухонные)

2 этап. Готовят сахарный сироп. Отмеряют полстакана воды.

Отмеряют 1 кг, сахара.

3 этап. Заливают яблоки сахарным сиропом и на медленном огне проваривают.

4.Готовность варенья обычно определяют на холодном блюдце: если капля не расплывается, то варенье готово.

  1. Затем варенью даём остыть, и выкладываем в банки и закрываем крышками.

- Посмотрите, какое у нас с вами получилось янтарное варенье, я думаю нашим гостям очень понравится.

-Мы с вами очень старались, молодцы!

Технологическая карта приготовления варенья из яблок.

Этапы

Технологическая операция

Название и количество продукта

Инструмент и оборудование

 

Первичная обработка:

1. Моем яблоки

2. Удаляем серединку и нарезаем дольками.

Яблоки 1 кг.

Разделочная доска

нож

миска

 

Приготовление сахарного сиропа

1. Засыпаем сахар в миску.

2. Добавляем воду.

3.Ставим на плиту

4. Доводим до кипения

Сахар – 1 кг.

Вода - 100гр.

Миска

Ложка

Весы

 

Тепловая обработка:

1. Выливаем сироп в миску.

2.Засыпаем яблоки в миску.

3. Варим с момента закипания 30 минут, помешивая. Снимаем пену ложкой.

4.Выключаем плиту.

5. Даём варенью остыть.

Сироп

Нарезанные яблоки

Миска

Ложка

 

1. Выкладываем в банки варенье.

2. Закупориваем банки.

Готовое варенье

Банки

Крышки

 

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное казенное учреждение Калужской области

«Полотняно-Заводской детский дом социального обслуживания

Конспект мероприятия в рамках проекта

ДОМАШНИИ ПОСИДЕЛКИ:

«ВСТРЕЧА ГОСТЕЙ НА ЯБЛОЧНЫЙ СПАС»

Воспитатели:

Католикова И.В

Погорянова К.Д.

Дата проведения:

19.08 2022г.

Цель: формировать традиции проведения досуга в семейном кругу.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с христианским, церковным праздником.
  2. Способствовать развитию коммуникативной сферы.
  3. Дать возможность каждому ребенку проявить себя;
  4. Создать атмосферу доброжелательности и творчества.
  5. Развивать бытовые навыки по приготовлению яблочного варенья.
  6. Развитие таких качеств как гостеприимство, радушие.

Ход:

- Здравствуйте гости дорогие, желанные. Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет веселой и радостной, потому что она посвящается православному празднику Преображение Господне, в народе его называют еще "Яблочный спас".

Он отмечается 19 августа, то есть сегодня. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа - Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки. Потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали "пир горой".

На праздник готовили яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Яблоко- символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего.

Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето.

-У меня для вас весёлые загадки:

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву. (Яблоко.)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

А откусишь - сладко. (Яблоко.)

-А теперь послушаем стихотворение (читает воспитанник)

«Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с друзьями своими разделю»

- А сейчас я предлагаю игру: «Хвалёное яблоко»

(Ребята и гости хвалят яблоки.Победит тот, кто больше скажет хвалебных слов, в награду получает яблоко)

- В народе говорят: «Кто яблоко в день съедает, про того доктор забывает». Как вы думаете, что это означает? (Ответы детей)

Действительно, яблоко - очень полезный фрукт: в нем много витаминов.

-А кто мне скажет, какие блюда можно приготовить из яблок? (Ответы)

Игра: «Угадай сказку»

-В какой сказке Яблонька вместе с Печкой и Молочной речкой помогала сестре и брату? («Гуси лебеди»)

-В какой сказке Яблонька выросла из косточек коровушки Бурёнушки? («Крошечка Хаврошечка»)

-В какой сказке Жар- птица прилетела в сад к царю клевать яблочки? («Иван царевич и серый волк)

Игра: «Ходит яблочко по кругу»

-Ребята и гости я вас приглашаю в большой круг, звучит музыка. Мы передаём по кругу большое яблоко. Музыка смолкает, тот у кого в руках оказывается яблоко, должен выполнить задание: спеть, станцевать, рассказать стих, загадать загадку.

Игра: «Собери яблоко»

(Двум игрокам даются разрезные картинки с изображением яблока их нужно собрать)

Игра: «Определи на вкус»

(Из набора овощей и фруктов дети и гости с завязанными глазами берут с тарелки и определяют на вкус)

- А какие же посиделки без русских музыкальных инструментов (Игра на музыкальных инструментах)

- Я знаю воспитанник приготовил стихотворение:

«Спелых яблок ароматом

Разбудило утром нас

Лето в красном сарафане.

Наступает праздник спас,

Дивный и загадочный,

Светлый праздник яблочный.

Вам желаем в этот праздник мира,

Счастья и тепла,

Чтоб судьба вам много счастья

В этот день преподнесла,

Сердцу только радости,

А плодам всем сладости!»

- А сейчас все вместе давайте накроем на стол, где будем пить чай с шарлоткой и яблочным вареньем, которое мы приготовили сами.

 

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное казенное учреждение Калужской области

«Полотняно-Заводской детский дом социального обслуживания»

Конспект мероприятия в рамках проекта

ДОМАШНИИ ПОСИДЕЛКИ:

«ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ»

Воспитатели:

Тихонская С.В.

Рогаткина О.С.

Дата проведения:

11.09 2022г.

Описание

Данный сценарий праздника может быть проведен воспитателем детского дома- интерната с целью укрепления связи воспитанников с волонтерским движением. Основные герои праздника — это дети и сотрудники ДДИ сделают это мероприятие интересным и познавательным для всех. Главные герои - китайский философ, японка, русские селянки.

Цель

Показать детям, что чай – это не просто напиток, а целая история, связанная с традициями разных народов.

Задачи

- Познакомить с чайными традициями мира по средствам показа способов приготовления чая в разных странах;

-расширять кругозор учащихся и познакомить с традициями русского народа;

-прививать навыки этикета;

-создать условия для развития устной связной речи, мыслительных процессов;

-расширить вкусовой опыт, через знакомство с разными сортами чая.

-создать уютную домашнюю обстановку.

Оборудование

Мультимедийный проектор, оформленная комната с элементами японского, китайского, русского стилей для чаепития. Посуда для чая, самовар, разные виды чая.

Ход праздника

Ведущий 1

– Nimenhao! (“Здравствуйте”, по-китайски). Я расскажу вам о самом вкусном, самом душистом, самом полезном напитке – о чае.

– А как вы думаете, где и когда появился чай впервые? (Ответы ребят)

– Впервые разводить чай стали в Юго-Восточной Азии.

В Китае он был известен 4600 лет тому назад. Если спросите о появлении чая, то я предложу вам посмотреть на экран(видеозапись о китайской чайной церемонии)

Распространению чая в Китае содействовал китайский император Киен-Лонг, имевший две фабрики фарфоровых чашек. Он сочинил поэму, восхвалявшую качество чая, и велел написать это на всех чашках, сделанных на его заводах.

Считалось неудобным не читать стихов императора. Чашки раскупались, и слава воспетого на них напитка росла.

Европейцы же долгое время не имели никакого представления о возделывании чая. Это был такой же “китайский секрет”, как изготовление фарфора и бумаги.

– А кто из вас знает, как выглядит чайное растение? (Ответы ребят)

– Чайное растение – вечнозеленый кустарник или небольшое деревце. Листья чая, кожистые, овальные, живут один год. Цветы белые или розовые, очень душистые (с запахом жасмина). Плоды напоминают коробочки с семенами. Семена размером с лесной орех.

Чайные кусты обычно подрезают, чтобы их высота не превышала 80 см. Как вы думаете почему? (Ответы ребят)

– С подстриженных кустов легче собирать листья (не нужно высоко поднимать руки). А еще – лучше видны молодые листочки, из которых получают высший сорт чая. Если же кусты не подрезать, может вырасти дерево более 10 м высотой. А знаете ли вы, где было выращено самое большое чайное дерево? Каков его возраст?

– Самое старое и большое чайное дерево было выращено в Китае. Оно имеет высоту 16 м и ствол в три обхвата. Ему 600 лет. Этого гиганта китайцы назвали “священным отцом чайных деревьев”.

– А знаете ли вы, что существует множество видов чая? А какие виды чая известны вам?

(грузинский, азербайджанский, краснодарский, Экстра, цейлонский, китайский, английский, турецкий и т.д.)

На столе появляется поднос с разными видами чая

– Интересно то, что черный и зеленый чай производят из одного сырья. Вся разница в процессе обработки. Чтобы получить черный чай, собранные листья завяливают при 50 °С, а затем скручивают, помещают в ящики и ставят в тёплое помещение. Через 6 часов листья чая становятся темно-красными и приобретают аромат и горьковатый привкус. После этого чай сушат в сушильных печах, где он чернеет.

Зеленый чай готовят так же, как и черный, но пред завяливанием листья обрабатывают острым паром при t +100 °С, в чае остается больше витаминов, эфирных масел, и он сохраняет зеленый цвет. Зеленый чай, как гласит китайский трактат, это чай, который “усиливает дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, не позволяет лениться”.

Дорогим, но полезным является чай желтый, императорский, для которого собирают и сушат лишь верхушечные почки чайного куста

– Чтобы не “растерять” полезные свойства, чай следует правильно заваривать. А как, вы завариваете чай? (Ответы ребят)

-Да так делают в России. А как это происходит в Китае и Японии

Вашему вниманию я представляю чайную церемонию в Китае.

(просмотр фильма)

- Но совершенством и глубоким смыслом чайную церемонию пропитали Японцы. Смотрите на экран. И во время просмотра прошу вас обратить на схожие и различающие черт двух церемоний, позже мы с вами это обсудим.

(просмотр фильма)

- Мы с вами посмотрели две чайные церемонии. Чем они похожи, а чем различны, что для себя интересного вы подчеркнули.

А знаете ли вы, как чай попал на русскую землю?

Чай, пришедший к нам с Востока, стал горячо любим русским народом. Чайные традиции в России кардинально отличаются от японских или китайских обычаев, Гостеприимность русского народа, широта души, не позволяет подавать гостям только чай. Для дорогих гостей к чаю подаются и ароматные плюшки, и варенье, и пироги.

– А сколько же лет пьют чай на Руси? (Ответы ребят)

– На Руси чай пьют более 360 лет.

Попивая ароматный чаек, никто и не вспоминает о том, что всего несколько веков назад на Руси и слышать не слышали о таком напитке. Вместо чая употребляли узвары, компоты, квас, медовуху, и конечно травяные напитки, уважали кипрей, ласково называя его Иван-чаем.

Русскому царю чай привезли в подарок от монгольского хана в 17 веке. И хоть чай ему понравился, распространения он не получил, поскольку доставлять его нужно было из Китая, что за тридевять земель, неудобно, да и накладно. Дорогим удовольствием был заморский чай. До 18 века чай, поставляемый через Монголию и Сибирь, был доступен только царской семье и прочей знати.

Традиции русского чаепития

Как только чай прочно вошел в жизнь россиян, начали формироваться традиции чаепития на Руси. В купеческих семьях было принято пить чай из блюдечек, считалось, что так он быстрее остывает. Гостей стали приглашать на чашечку чая.

На стол ставили начищенный до блеска самовар, выставляли лакомства, и за душевной беседой чаепитие на Руси продолжалось несколько часов. За чайным столом не разрешалось курить, петь, было не принято громко смеяться, громко разговаривать, спорить. Тяжелые темы за столом не поднимались. Все было чинно и спокойно. Можно было тихо общаться, читать, разгадывать шарады.

Чай в доме разливала хозяйка. За столом было самое почетное место — под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Дети были полноправными членами чайной церемонии, только они должны были соблюдать правила: не толкаться, не болтать, не перебивать старших. Они должны были учиться вести себя степенно.

Элементы русского чаепития

Есть несколько элементов, без которых трудно представить себе чаепитие в России:

  1. Самовар. Он является главной фигурой на столе. Пузатый, начищенный до блеска. Когда-то его раздували при помощи сапога, потом он стал электрическим, но так и остался самым важным элементом чайного застолья.
  2. Заварочный чайник. Чайные листья насыпали в маленький заварочный чайник, а сверху надевали тряпичную куклу, которая исполняла роль грелки для распаривания чая. Данный метод на Востоке сочли бы кощунственным, но на Руси предпочитали такой вариант. Полученную заварку разливали по чашкам и разбавляли кипятком. Каждый мог выбрать крепость напитка.
  3. Посуда. В зажиточных домах использовалась фарфоровая посуда для чаепитий. В домах бедняков пили из того, что было в доме. В советские годы чай стали пить из стаканов. Главным изобретением того времени стал подстаканник. Он позволял не обжечь руки, наслаждаясь горячим напитком из стакана. Подстаканники изготавливали из медно-никелевого сплава для обычного люда и из серебра для людей побогаче. Особое распространение подстаканники получили на российской железной дороге. До сих пор чай в поездах подается в таких стаканах.
  4. Сладости. Подают к чаю варенье, джем, конфеты, сдобные изделия. Обязательно подается сахар в вазочке, чтобы каждый мог положить в чашку столько, сколько нужно, используя при этом свою чайную ложечку. Хотя раньше сахар был только кусковым, специальными щипчиками его кололи на маленькие кусочки, каждый брал такой кусочек, обмакивал в чай и ел, запивая чаем. Такая церемония называлась «пить чай вприкуску». В особо бедных семьях чай пили «вприглядку», только посматривая на вазочку с сахаром, поскольку он был доступен только по праздникам.

Правила русского чаепития

Чтобы не выглядеть полной невеждой на русском чаепитии, нужно знать и придерживаться определенных правил.

Как пить чай: правила этикета

  • Нужно следить, чтобы края чайной чашки оставались чистыми, не допускается оставлять на ней следы помады, жирной пищи. Необходимо перед началом чаепития промокнуть губы салфеткой.
  • Бисквиты, которые часто подают к чаю, нужно есть ложечкой. Если подан песочный или слоеный торт, необходимо использовать вилку и нож. С помощью этих приборов едят и пироги со сладкой начинкой. Ножом аккуратно отрезают небольшой кусочек, с помощью вилки отправляют его в рот. Пирожные едят ложечкой.
  • Если к чаю подан сахар-рафинад в общей вазочке, необходимо использовать специальные щипцы, с помощью которых необходимое количество кусочков можно положить себе в чай или на блюдце.
  • Раньше, чтобы показать, что чаепитие окончено, гость переворачивал свою чашку на блюдце. Сейчас можно просто положить ложечку в чашку, это воспримется хозяином, как отказ от чая.

Запреты во время чаепития

  • Не следует дуть на чай, даже, если он очень горячий. Тем более что нельзя пить чай из ложечки, это признак дурного тона. Пройдет всего несколько минут, и чай остынет, нужно просто немного подождать.
  • В купеческих домах пили чай из блюдечек, но сейчас эта традиция ушла в историю, поэтому так делать за столом не нужно.
  • Чайную ложку после размешивания чая не следует оставлять в чашке или класть на скатерть, для этого есть блюдце.
  • Не стоит оттопыривать мизинец, держа чайную чашечку.
  • Чайная чашка всегда подносится ко рту, наклоняться, чтобы отхлебнуть глоток, не нужно.
  • Пить чай нужно беззвучно, громкиеприхлебывания, чавканье неуместно.

Обратная связь.

В самом начале нашей беседы мы с вами познакомились с древнейшими традициями двух стран.

- В чем же различаются данные традиции и в чем сходство.

- А на Руси в каком веке появился чай. И что пили до него.

- А пьем ли мы сейчас напитки из лекарственных трав и зачем

- Что это за Иван-чай. Это чай только для Вани.

Спасибо за внимание и приятного вам чаепития.

 

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное казенное учреждение Калужской области

«Полотняно-Заводской детский дом социального обслуживания»

Конспект мероприятия в рамках проекта

ДОМАШНИИ ПОСИДЕЛКИ:

«ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»

Воспитатели:

Будилина С.В.

Погорянова К.Д.

Дата проведения:

29.10 2022г.

Цель: создание домашний атмосферы через воссоздание русских народных традиций

Задачи : знакомство с праздниками и традициями русского народа; развитие мелкой моторики через изготовление куклы-оберега; вовлечение воспитанников активное проведение досуга; создание доброжелательной атмосферы, содействие в развитие коммуникации; содействие двигательной активности.

Оформление: помещение украшено элементами русской избы:

-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

-Веселья вам да радости!

-Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

- Отведайте, гости дорогие наш Хлеб –соль.

-От хлеба и соли царь не отказывался.

- Без соли и хлеба – худая беседа.

- Хлеб – соль кушай, да правду слушай.

Проходят гости, отламывают хлеб.

Песня «Хлеб-соль»

Ведущий 1: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае– о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки-бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием, пели, плясали, да в игры играли. И мы сегодня тоже собрались в горнице на посиделки.

Ребёнок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом ,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий 2:.В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

Ведущий 1:Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.

Ребёнок :Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущий 2:В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости ;в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ –

Ведущий 1:Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица!

НЕБЫЛИЦЫ Щигровского уезда.

  1. Чепуха, чепуха. Куры съели петуха!
  2. Между небом и землей

Поросенок рылся, -

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Это просто враки!

Говорят собаки.

  1. Сидит ежик на березе –

Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

Ведущий2:Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках.

Ведущий1:Еще на посиделках разыгрывали различные сценки . Сейчас и наши ребята разыграют одну из таких.

Сценка: «Тит-лодырь».

Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.

Тит: Где баранки, калачи,

1Ребенок: Не колода лодырь, а пень, пролежал целый день.

2Ребенок: Не жнет, не косит, а обедать просит.

1Ребенок: Тит, иди молотить.

Тит: Живот болит.

2 Ребенок: Тит иди дрова колоть.

Тит: Спина болит.

1Ребенок: Тит иди мед пить.

Тит: Где моя большая ложка?

Ведущий2: А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

О человеке судят не по словам, а по делам.

Терпение и труд все перетрут.

Умелые руки не знают скуки.

Кончил дело-гуляй смело.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ведущий1:А ещё на посиделках любили загадывать загадки.

Под кустом копнешь немножко

Выглянет на свет….. картошка

Разве в огороде пусто,

Если там растет….. капуста

За ботву, как за веревку

Можно вытянуть…. Морковку

Не пугайтесь если вдруг

Слезы лить заставит…. Лук

Очень любит бабка Фекла

Суп варить из красной….. свеклы

Бросил дед с досады кепку

Вытянуть не может….. репку.

Ведущий: Вот какие молодцы и пословицы знаете, и загадки отгадываете.

Хорошо у нас на посиделках, весело.

А теперь скорей сюда-

У нас будет занятная игра.

Игра: «Кот в мешке» (узнать овощ или фрукт на ощупь).

Ведущий: А ещё на посиделках взрослые вместе с ребятнёй делали куклы обереги для дома.

Ведущий1 Мы предлагаем вам сделать такую куклу своими руками , как это делали наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Мастер класс.

Ведущий1:Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, уважаемые гости, чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

Ведущий: Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями. Говорим:

ВСЕ хором: До новых встреч!

 

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное казенное учреждение Калужской области

«Полотняно-Заводской детский дом социального обслуживания»

Конспект мероприятия в рамках проекта

ДОМАШНИИ ПОСИДЕЛКИ:

«ДЕНЬ ВОСПОМИНАНИЙ»

Воспитатели:

Давыдова К.С

Тангрвердиева И.А.

Дата проведения:

30.11 2022г.

Цели:Создание семейной атмосферы

  • Дать понятие «семейный фотоальбом», формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
  • Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  • Воспитывать у детей любовь, ласковое отношение к самым близким людям, желание заботиться о близких, прививать уважение к повседневному труду, их жизненному опыту.
  • Воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища;

Оборудование: Презентация «Семья», семейные альбомы детей, мяч, клубок ниток.

Загадка

Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.

За столом нас очень много

Гриша, Дашенька и я,

Ромка, Коля, и Сабинка

Это вся моя….(семья).

Полистаю я странички:

Здесь - коричневые птички,
Здесь - мы с Дашенькой в лесу,
Здесь - котёнка я несу.
С Диней фото соберём -
Вставим в мой...(альбом).

- Ребята если мы соединим эти два слова что у нас получиться?

Отгадывают загадки и составляют словосочетание «Семейный фото альбом»

Послушайте, ребята, стихотворение Н. Голя и Г. Григорьева:

Есть в доме любом

Семейный альбом.

Как в зеркале

Мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото-правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Беседа

- Ребята, о каком альбоме говорится в стихотворении?

- Для чего люди заводят семейный фотоальбом?

- Какие фотографии можно увидеть в семейном фотоальбоме?

Отвечают на вопросы и высказывают свое мнение.

Да, ребята, в каждой семье собраны много фотографий, в которых запечатлены события, например, день рождения, пикник, и т.д.

Выставка «Мой семейный фотоальбом»

Давайте посмотрим фотоальбом и расскажем о своей семье.

Рассматривают альбомы, выбирают понравившийся альбом и просят хозяина этого альбома рассказать о том, что за фотографии в нем хранятся.

Игра «Скажи ласково»

В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.

-Как можно назвать ласково Дашу?..

Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

Дети ловят мяч и изменяют слова:

Коля - Колинька,

Рома – Рамочка,

Друг – Дружочек,

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Физкультминутка

«Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать

Коля, Даша, брат, сестра

Кошка Мурка, два котёнка

Мой сверчок, щегол и я –

Вот и вся моя семья.

Игра “Связующая нить”

Для этого нам нужно сесть в круг. Я начну передавать клубок ниток, и чтобы все, у кого уже был этот клубок, держались за нить. Передавая клубок, скажите себе или своим товарищам любые пожелания. Дети садятся в круг на ковре, передают клубок друг другу с пожеланиями, выполняют просьбы воспитателя.

А сейчас натяните нить и закройте глаза. Представьте себе, что вы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значим в этом целом. Вас любят, о вас заботятсяи вы должны отвечать им тем же.

Сюрпризный момент «Семья» В каждой семье есть свои семейные традиции.(Традиция-это какое либо мероприятие или праздник, который отмечают в семье каждый год, или каждый выходной. (например: пить чай из самовара, печь торт, готовить пироги).

Приглашаю вас к столу, а нашей традицией сегодня будет: печь блины.

Итог

- Ребята, а где вы храните свои фотографии в группе?

- Для чего нужен фотоальбом? Фотоальбом может много рассказать интересного о вашей семье.

«Фото на память»

Ребята давайте, чтобы наше сегодняшнее занятие на надолго запомнилось, мы с вами сделаем фото на память и поместим его в наш фотоальбом. Дети становятся около воспитателя.

 

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное казенное учреждение Калужской области

«Полотняно-Заводской детский дом социального обслуживания»

Конспект мероприятия в рамках проекта

ДОМАШНИИ ПОСИДЕЛКИ:

«Как к нам пришел новый год»

Воспитатели:

Будилина С.В.

Киселева С.И.

Дата проведения:

17.12 2022г.

Цель: Привитие семейных ценностей в преддверьях самого семейного праздника – Нового года.

Задачи:познакомить с историей и традициями праздника; создать новогоднее настроение; содействовать развитию творческих способностей и эстетическому вкусу; развитие мелкой моторики.

Ход занятия:

–Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Воспитатель: К нам сегодня пришли наши друзья и мы сегодня вместе с ними перенесемся в пространстве на 13 дней вперед! (дети подходят к календарю). Скажите, пожалуйста, какое сегодня число на нашем календаре? (рассматривание перекидного календаря).

Ответы детей: Сегодня 17 декабря!

Воспитатель: А какой сегодня день недели?

Ответы детей: суббота.

Воспитатель: Давайте теперь отсчитаем на календаре 14 страниц! (счет вслух от 1 до 14). И перевернем с вами эти страницы! Итак, ребята! В какое число мы с вами попали? (ответы детей). Правильно, 31 декабря. Какой день недели? Кто знает, какой праздник отмечают в этот день? Правильно, Новый год! Сегодня вы узнаете, откуда к нам пришла традиция отмечать Новый год, узнаете много интересного, вы будете читать стихи, отгадывать загадки и в конце нашего занятия мы кое-что выполним.Ребята, назовите, что нам необходимо для создания праздничной обстановки в группе? (ответы детей). Правильно, елка, Дед Мороз и Снегурочка (воспитатель достает елку, игрушку дед мороз и снегурочки).

Стихи про Новый год.

ОТКУДА ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД?

Новый год слетает с неба?

Или из лесу идёт?

Или из сугроба снега

К нам приходит новый год?

Он, наверно, жил снежинкой

На какой-нибудь звезде

Или прятался пушинкой

У Мороза в бороде?

Спать залез он в холодильник

Или к белочке в дупло...

Или в старенький будильник

Он забрался под стекло?

Но всегда бывает чудо:

На часах двенадцать бьёт...

И неведомо откуда

К нам приходит Новый год!

(А. Усачёв)

Что такое Новый год?

Это все наоборот:

Ёлки в комнате растут,

Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком

На колючей елке!

Дождик тоже не простой,

В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,

Никого не мочит,

Даже Дедушка Мороз

Никому не щиплет нос.

-Ребята, а знаете ли вы, откуда пришла к нам традиция праздновать Новый год?

- А хотите узнать его историю?

История празднования Нового года.

Давным-давно праздновали Новый год 1 марта. Так, как наступала весна, и природа просыпалась ото сна. Затем начало года было перенесено на 1 сентября. Это было связано с окончанием сбора урожая. А с 1700 года по указу императора Петра 1 велено встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января

Указ:

«Впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам современный Новый год.

Новогодние приметы.

-Издревле в России существует несколько новогодних примет.

О них нам расскажут ребята.

- Если случилось что-нибудь с человеком на Новый год, то же будет с ним все двенадцать месяцев;

- не делай тяжелую и грязную работу – иначе весь год будет в тяжком труде без отдыха;

- не отдавай долгов – весь год расплачиваться.

-девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно – к замужеству; а, чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд – оберег дома.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто является главным гостем на Новый год? (ответы детей). Правильно, Дед Мороз.

Знаете, ли вы откуда появился Дед Мороз?

Рассказ воспитателя о Деде Морозе

Раньше верили, что есть хозяин зимы и холода Мороз или как его часто называли Морозко. Считалось, что он ходит по лесам своим волшебным посохом стучит по земле, отчего начинаются сильные морозы. Это был старик с длинной бородой. С ноября по март месяц мороз был занят дозором по полям и лесам, помогал животным и растениям пережить холодную зиму.

На Руси зимой часто стояли лютые морозы. Чтобы Мороз не погубил посевы, его старались чем-нибудь угостить. В новогодний вечер глава семьи брал ложку овсяного киселя и звал: «Мороз! Мороз! Иди киселя отведать! Не ешь овёс!». После чего на дворе выставлялась миска с овсяным киселём.

А вы знаете, где он живет?

- Российский Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг).

Ребята, а кто все время сопровождает Деда Мороза? (ответы детей)

Правильно, Снегурочка? А что знаете о ней? (ответы детей)

Рассказ воспитателя о Снегурочке

В стихах и старых сказках говорится о холодном сердце внучки Деда Мороза. А доброй волшебницей, помогающей дедушке во всех новогодних делах, Снегурочка стала совсем недавно.

Ребята, скажите, что является главной деталью праздника? (ответы детей)

Правильно, это елка. А вы знаете, почему мы наряжаем именно елку, а не другое дерево?

Рассказ воспитателя о елке: не всегда новогодний праздник украшала елка. Раньше вносили в свои жилища цветущие вишневые деревья. Новый год в то время праздновали 1 марта, и он был приурочен к пробуждению природы от зимнего сна.

Существовала такая легенда: когда родился младенец Иисус, все деревья пришли на него посмотреть. Маленькая елочка шла с севера и пришла позже всех, но не могла пробиться к младенцу – ее загораживали большие деревья. И тогда с неба посыпались звезды и украсили маленькую елочку. Она вся засияла и стала краше всех. С того момента люди и стали украшать елки для праздника.

Ребята, как вы думаете, чем раньше наряжали елку? (ответы детей)

Воспитатель:сначала праздничные деревья оформляли живыми цветами и фруктами. Затем вешали сладости, орехи и другую еду.

Однако такое большое количество украшений деревце выдержать не могло, и немецкие стеклодувы стали производить стеклянные елочные игрушки (показать стеклянную елочную игрушку

Сегодня елочные украшения – это не только аксессуары, которые служат для оформления новогоднего дерева. Некоторые игрушки являются эксклюзивными и изготавливаются в единичном экземпляре. Эти украшения стоят немалых денег и служат предметом зависти и вожделения многих коллекционеров. Ценными считаются игрушки из тонкого прозрачного стекла, расписанные вручную.

Они выглядят очень утонченно и изящно и подойдут не только для украшения новогодней елки, но и в качестве праздничного интерьерного декора. Все большую популярность приобретает традиция преподносить дорогие елочные украшения в качестве подарка на Новый год. Такие игрушки украсят любую елку и станут бесспорной гордостью их владельца.

Викторина

-А сейчас проведём небольшую викторину.

Какая красавица раз в году наряжается? (Ёлка.)Сколько лет живет ель, если избежит участи стать новогодним деревом? (Ель живет 300—400 лет. Ёлочки-долгожители могут жить до 500 лет.)Родина елочки. (Лес.)Какой город объявлен географической родиной российского Деда Мороза? (Великий Устюг.)Старинный ритуальный танец у ёлки. (Хоровод.)Существо женского рода, развлекающее ёлочку песенками. (Метель.)Довольно подозрительная, серая личность, пробегающая мимо ёлочки рысцой (Волк.) Новогодняя «скульптура», созданная из природного материала. (Снеговик.)Новогодняя зажигалка. (Фейерверк.)

Загадка про ёлку.

К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придёт,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью...

(Ёлка)

  1. Физминутка.

- Встали из – за своих мест, немножко отдохнём и поиграем. Я буду называть предметы, а вы, если этим можно украсить ёлку, хлопайте в ладоши и наклоняем голову вперёд, если нет, поворачиваем голову в лево и вправо и машем руками.

Бусы новогодние. Да.

Рюкзаки походные. Нет.

Шарики блестящие. Да.

Яблоки настоящие. Да.

Яркая звезда. Да.

С неба круглая луна. Нет.

Разноцветные фонарики. Да.

Сдобные пряники. Да.

Мишура блестящая. Да.

Шишка настоящая. Да.

Мягкая подушка. Нет.

Яркая хлопушка. Да..

- Какие вы молодцы! Поиграли, отдохнули, а теперь за работу! Будем с вами мастерить и творить.

  1. Практическая часть работы.

Поделка «Новогодний шар».

Итог занятия.

-На этом наше занятие подошло к концу.

-Понравилось вам наше занятие?

-Что нового вы узнали?

-Я желаю вам весело провести Новый год.

Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Проект «Домашние посиделки»
Дата создания: 12-01-2023
Дата последнего изменения: 01-02-2023
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: